Эльф-620

Что нужно человеку от яхты? 620-15.jpgЕму нужно чувство свободы и счастья, которые ощущаешь в полной мере только на воде, где есть простор, свежий ветер в лицо и яркое солнце. Только там можно ощутить просто радость оттого, что ты дышишь этим воздухом, оттого, что яхта послушна твоей воле, от самого плавания в тишине под парусами, когда только ветер посвистывает в снастях, волны  шумят за бортом  и можно идти, куда хочется, а не куда проложена дорога или хватит топлива. Можно взять с собой семью или друзей и показать им эту радость, которую ты испытываешь сам. Или поучаствовать в гонках, когда собираются такие же увлеченные люди и сравнивают свои возможности, испытывают азарт гонки, пытаются выиграть секунды на дистанции, а после гонок горячо делятся впечатлениями.
Какой должна быть яхта для человека, живущего в России, человека не олигарха, который хочет ощутить радость плавания под парусом, которому со всех сторон из журналов, из телевизора все время говорят что яхты – удел очень богатых людей? Как он её будет эксплуатировать, где и с кем в основном будет ходить, где сможет её хранить, сколько она должна стоить и как её потом продать. Все эти вопросы мы задали себе и, используя немалый опыт строительства яхт и походов и гонок на них, пришли к следующим выводам.

Наша страна богата водой, в ней есть практически все разновидности водоемов, есть большие озера и водохранилища, есть полноводные реки, есть морское побережье, есть, наконец, берега океана. На большей части нашей страны довольно продолжительная зима. Лето также не всегда очень теплое и мягкое – бывают и дожди, и сильные ветры. Соответственно яхта должна быть подходящей для походов и гонок на большей части из этих акваторий. Богатый опыт поездок и гонок на яхтах Open800 позволил посмотреть разные реки, водохранилища, озера и моря европейской части России. Для большинства из них характерны относительно мелководные прибрежные районы, отсутствие большого количества оборудованных стоянок для яхт. Однако практически на каждом водоеме есть стоянки для моторных лодок – дюралек, их довольно много. Вывод напрашивается такой – яхта должна иметь подъемный киль, который можно поднять на ходу под мотором и тогда можно будет пользоваться этими стоянками. Для удобства зимнего хранения и перевозки яхта обязательно должна быть трейлерной, причем процессы погрузки на трейлер, спуска на воду и вооружения не должны занимать много времени и требовать электричества или специального инструмента. Для удобства обращения с трейлером яхта должна быть достаточно легкой и небольшой, необходимо чтобы её можно было буксировать за обычным легковым автомобилем без специальной категории в правах. Трейлер с такой яхтой можно хранить на автомобильной стоянке или в обычном гараже. Также и из соображений цены самой яхты и её зимнего хранения она не должна быть большой.

Существует много разновидностей отдыха под парусами, это и дневные прогулки в спокойных водах озер, рек или морских заливов, это продолжительные крейсерские плавания, короткие гонки выходного дня и длительные крейсерские регаты. На наш взгляд яхта должна предоставлять возможность охватить наибольшее количество из этих видов яхтинга. Для дневных прогулок в хорошую погоду необходим удобный кокпит, для сравнительно длительных плаваний нужно место для хранения запасов и вещей, необходима рубка-убежище и возможность на ходу приготовить горячую пищу. Для гонок необходимы скоростные качества и возможность обмера по одной из систем гандикапа.

Сейчас в России и в мире существует очень много разных проектов яхт, которые в разной степени подходят ко всем этим условиям. У нас очень популярны яхты Микро класса, не меньшую популярность имеют и яхты Open 800. В мире есть такие яхты как Melges 20 Laser SB3Open 5.70/6.50 все они становились яхтами-монотипами года в Европе, начиная  с 2007 г. Сейчас это звание принадлежит Melges 20. В 2009 году в состав олимпийских классов вошла женская тройка Elliot 6, аналогичная по своим характеристикам всем предыдущим яхтам.

Читайте также  Учебная бригантина пр. 3065

Какую же яхту выбрать? Рассмотрим варианты:

1) Микро-круизер: очень распространенная яхта, можно ходить в походы по рекам и озерам, можно участвовать в гонках, можно совершать непродолжительные дневные прогулки. Но она обладает рядом недостатков – во-первых это швертбот, и чтобы безопасно управлять ей необходим некоторый опыт хождения на шверботах, во-вторых она длиной всего 5,5 м и при наличии большой рубки обладает сравнительно маленьким кокпитом. При этом стоимость её сравнительно не высока.

2) Open 800:  сравнительно большая яхта, трейлерная, можно участвовать в гонках и ходить в походы, но для новичка слишком сложна в управлении, к тому же обладает большой осадкой, что предполагает глубокие акватории, и сравнительно большой ценой.

3) Laser SB3 или Melges 20: импортные яхты, в основном предназначенные для гонок. Не имеют рубки-убежища и соответственно необитаемы, обладают большой парусностью. Основной недостаток заключается в высокой цене из-за практически заградительных таможенных пошлин на ввоз яхт в Россию.

Из этого мы сделали следующие выводы, и определили некоторые особенности будущей яхты:

—        возможность перевозки на трейлере за легковым автомобилем, водитель при этом не должен получать специальную категорию в права;

—        подъемный киль, который можно поднять и опустить на плаву при ходе под мотором;

—        наличие рубки-убежища с двумя спальными местами и местом для небольшой плитки;

—        специальный тент, устанавливаемый в кокпит на стоянке;

—        подвесной мотор 2,5-3 л.с.;

—        хорошие ходовые качества и одновременно простота управления;

—        площадь парусности – до 22 м2, это обеспечивает возможность управления яхтой имея минимальную квалификацию ГИМС – «яхтенный рулевой»;

—        современный проект и внешний вид;

—        выдвижной бушприт и проводку бегучего такелажа для геннакера;

—        прочный легкий и долговечный корпус, не требующий много сил для обслуживания;

—        непотопляемость при полном заполнении водой;

—        минимально возможную цену и набор различных дополнительных комплектаций, в том числе вариант для клубных гонок монотипов;

—        возможность оборудования до 4 категории ISAF OSR 208/9;

На основе полученных выводов мы создали концепцию проекта яхты удовлетворяющей, на наш взгляд, большинству их этих условий.

Описание яхты Эльф 620

Проект Эльф 620. Концепция

Яхта предназначена для непродолжительных прогулок в дневное время в акватории рек, озер и водохранилищ, а также в прибрежной зоне морей. Максимальное количество экипажа на непродолжительных выходах в хорошую погоду – 6 человек.

Яхта оборудована подъемным бульб-килем массой 200 кг. Киль поднимается гидравлическим домкратом с приводом от ручного насоса, либо с помощью лебедки и тали установленной на съемной раме. Киль, оборудованный гидравлической системой подъема может подниматься и опускаться на ходу под мотором. Осадка с опущенным килем составляет около 1,5 м, с поднятым – 0,36 м, что позволяет подходить к отмелому берегу.

Водоизмещение яхты порожнем составляет 550 кг. Масса трейлера для её перевозки – не более 190 кг. Это позволяет перевозить яхту на трейлере за легковым автомобилем на прицепе полной массой до 750 кг. Для спуска и подъема яхты не применяется кран, достаточно пологого слипа. Эта возможность существенно увеличивает возможности для отдыха, применительно к Северо-Западному региону это означает что путешествие выходного дня может включать в себя, в том числе озера Финляндии, или прибрежные шхеры Аландского архипелага, можно выехать из Санкт-Петербурга в пятницу вечером и переночевав в яхте утром быть в шхерах северной Ладоги. Можно без больших затрат пройти например по Волге. Вообще возможности для походов и гонок трейлерных яхт очень велики.

Читайте также  Эльф-1238

Парусное вооружение яхты – бермудский шлюп с геннакером ставящимся на выдвижном бушприте. Проводка бегучего такелажа выполнена с учетом возможности управления яхтой в одиночку или малочисленным экипажем.

Корпус яхты разделен на две функциональные зоны – рубку-убежище в носовой части и просторный кокпит на всем протяжении от переборки рубки до транца. В объеме корпуса выделены отсеки плавучести в носовой части и в корме, отсеки заполнены пенопластом. Объем отсеков плавучести выбран исходя из условия обеспечения непотопляемости яхты в полностью затопленном состоянии.

В рубке-убежище побортно расположены две постоянные койки длиной 1,9 м. Места для хранения вещей и запасов предусмотрены в корму от койки в пространстве между бортом и килевым колодцем. В носовой части расположено крепление вспомогательного подвесного мотора. Также предусмотрено крепление спиртовой плиты. Вход в рубку-убежище – через люк расположенный в диаметральной плоскости. Люк имеет съемное герметичное закрытие. На ходу может быть закрыт шторой на молнии. На носовой палубе расположена вентиляционная головка.

Самоотливной кокпит выполнен открытым в корму. Длина кокпита составляет 2,98 м, высота – 0,3 м. Форма палубы бортовых потопчин выполнена с учетом обеспечения удобства работы в условиях крена до 200. На палубе кокпита расположены упоры для ног. По борту в районе мест расположения экипажа предусмотрены поручни высотой 150 мм, которые простираются от транца до кормовой переборки рубки. Предусмотрен тент из водонепроницаемой ткани, который можно устанавливать над кокпитом на стоянке. Тент имеет трубчатые гибкие латы поддерживающие его форму. Со стороны кормы тент закрывается шторой на молнии. Под тентом на стоянке могут расположиться на ночлег два человека. Предусмотрены съемные матрасы на палубу  кокпита.

На транце по правому борту предусмотрен кронштейн для подвесного мотора мощностью до 3,5 л.с.

В районе ДП непосредственно около верхней петли навесного руля находится крепление спасательной подковы. Обеспечена возможность быстрого приведения её в рабочее положение с места рулевого.

Корпус яхты выполнен в виде несущей оболочки, подкрепленной в местах наибольших нагрузок объемными элементами набора. Материал корпуса – стеклопластик на полиэфирной смоле с применением полиэфирных core наполнителей. На палубе кокпита применяется в качестве наполнителя пенопласт. Это обеспечивает прочную и жесткую конструкцию. Поперечный набор выполнен из водостойкой фанеры, защищенной от гниения. Набор расположен под палубой кокпита и в районе килевого колодца. Носовая секция, образованная стенками и настилом коек, выполнена в виде одной детали, которая приформована к обшивке корпуса. Внутренние поверхности в носовой части корпуса окрашены светлым топ-коатом. Рубка-убежище выполнена в составе одной детали с палубой бака и кокпитом.

Варианты комплектаций яхты Эльф 620

Комплектация базовая:

—        корпус (полиэфирный ламинат)

—        палуба (полиэфирный ламинат)

—        люк рубки-убежища съемный на задрайках

—        киль подъемный в комплекте с лебедкой

—        руль в комплекте с румпелем и удлинителем

—        мачта, гик, стоячий такелаж

—        стаксель-шкот, стопора шкотов

—        гика-шкот в комплекте с тросовым погоном

—        стаксель-фал и грота-фал, шкивы на мачте и отводные блоки

—        оттяжка гика

—        стопора на рубке – 4 шт.

—        грот уменьшенной площади

—        стаксель уменьшенной площади на карабинах

—        швартовные утки – 3 шт.

Комплектация круизная (дополнение):

—        гидравлический подъемник киля

—        тент с гибкими латами в кокпит

—        штора на люк рубки

—        матрасы на койки в рубке

—        закрутка стакселя

—        риф-шкентеля на два рифа

—        грота-шкот

—        обвесы бортовые в рубке

—        обвесы в кокпит – 2 шт.

—        дополнительные отводные блоки стаксель-шкотов к рулевому и дополнительные стопора

—        кормовые релинги

—        боротовой релинг – поясничный упор

—        якорь и якорный конец

—        стаксель с ликтросом для обтекателя закрутки

—        светильник автономный на светодиодах в рубке

Читайте также  Проект туристской яхты адаптированной для самостоятельной постройки «Т-950»

—        светильник автономный на светодиодах для тента в кокпите

—        матрацы съемные в кокпит

—        кронштейн для подвесного мотора

—        погон и каретка для автоматического стакселя

—        автоматический стаксель

—        плита спиртовая в кардановом подвесе

—        аккумуляторная батарея

—        ходовые огни

—        комплект приборов (Tacktick T100 DS system)

—        бушприт в комплекте с талью

—        геннакер уменьшенной площади

—        геннакер-фал

—        стопор фала, шкив на мачте и отводной блок у шпора мачты

—        киль-блок

—        трейлер

Комплектация гоночная:

—        корпус (эпоксидный сэндвич)

—        палуба (эпоксидный сэндвич)

—        люк рубки-убежища съемный на задрайках

—        киль подъемный в комплекте с лебедкой

—        руль в комплекте с румпелем и удлинителем

—        мачта, гик, стоячий такелаж

—        обтекатель штага

—        стаксель-шкот, стопора шкотов, погон

—        гика-шкот с балеринкой

—        погон гика-шкота на палубе, проводка талей погона

—        стаксель-фал, грота-фал, геннакер-фал, шкивы на мачте и отводные блоки

—        грота-шкот

—        оттяжка гика

—        стопора на рубке – 6 шт.

—        грот увеличенной площади

—        стаксель увеличенной площади

—        бушприт в комплекте с талью

—        геннакер увеличенной площади

—        швартовные утки – 3 шт.

—        спасательный круг

—        комплект приборов (Tacktick T108 DSW system)

—        киль-блок

Дополнительные опции, предлагаемые во всех комплектациях кроме базовой, можно варьировать в любом порядке.

На наш взгляд, яхта в базовой комплектации является доступной альтернативой покупке аналогичной яхты б/у и может стать первым шагом в яхтинг для многих людей. В дальнейшем яхту можно модернизировать, насыщая дополнительными опциями по желанию. Все элементы, перечисленные в списке опций, могут быть установлены на яхту в процессе эксплуатации.

В варианте гоночной яхты Эльф-620 является близким к оптимальному для обучения новичков в парусных школах, клубных гонок, матч-рейсов. Яхту можно обмерить по ORC/ORC Club и принимать участие в соревнованиях в классе ORC Sportboat. В дальнейшем при появлении достаточного количества яхт на воде, может быть создана ассоциация класса-монотипа, или свободного класса, например с правилами box rules. На примере классов Open 800 и Микро можно увидеть, что это возможно только при появлении активных гонщиков, готовых брать на себя организационную работу.

Стоимость яхты Эльф 620

Из опыта производства яхт Open 800  мы хорошо представляем экономику создания серийной яхты. Самая затратная часть программы это изготовление оснастки, поэтому назвав нижеуказанную цену, мы предлагаем первым заказчикам вместе поучаствовать в создании яхт.  На пилотной серии мы не закладываем в расчет прибыль и поступаем следующим образом:

—        выкладываем проект для широкого обсуждения парусной общественностью;

—        вносим в проект необходимые изменения, что бы яхта соответствовала представлениям большинства заинтересованных людей;

—        при появлении первых пяти человек заинтересованных в покупке яхты, мы объявляем цену базовой комплектации с учетом серии из пяти яхт, эта цена минимально возможная;

—        Заказчики вносят авансовые платежи;

—        строим пять яхт и передаем их Заказчикам;

—        после постройки серии из пяти яхт цена будет пересмотрена в сторону увеличения;

Цель этого проекта – постараться создать доступную для многих яхту, и при этом быструю, безопасную и отвечающую пожеланиям людей, а не заработать сразу много денег. Поэтому мы стараемся минимизировать все что возможно – расходы на покупное оборудование, материалы, технологию постройки. Но при этом на яхте даже в базовой комплектации уже можно ходить пусть и недалеко. В дальнейшем её можно дооборудовать, сообразуясь со своими желаниями и возможностями.

Поставлена цель – цена яхты Эльф-620 должна составить приблизительно 650 000 р. (14 500 евро) в базовой комплектации при начальной серии из пяти яхт.

Стоимость опций и других вариантов комплектации будет рассчитана по мере проектирования яхты.